Научной базой судебной экспертизы дорожно-транспорт­ных происшествий и транспортных средств (ДТП и ТС) является отрасль экспертного знания, направленная на изучение закономерностей, относящихся к техническому со­стоянию транспортных средств, механизму ДТП, дорожной обстановке на месте происшествия и действиям участников ДТП.

Экспертиза обстоятельств ДТП включает в себя экспертное исследование дорожно-транспортных ситуаций (ДТС), расчет параметров движения пешеходов и транспортных средств в процессе ДТП в различных траекториях движения, а также анализ действий и возможностей водителей.

Предмет судебной экспертизы обстоятельств ДТП и ТС определяется дорожно-транспортной ситуацией (ДТС), где исследуются обстоятельства дела, связанные с установлением:

  • события ДТП;
  • механизма ДТП;
  • дорожной ситуации на момент ДТП;
  • фактических и должных действий участников ДТП,
  • технического состояния ТС и его соответствия техничес­ким правилам безопасности движения и эксплуатации.

Предмет конкретного экспертного исследования обстоятельств ДТП, которая может быть следующим:

  • столкновение движущихся ТС;
  • наезд ТС на неподвижный объект;
  • наезд ТС на пешехода;
  • занос, опрокидывание ТС.

Предметом судебно-экспертного исследования непосредственно транспорт­ных средств являются обстоятельства, связанные с установле­нием:

  • технического состояния транспортного средства;
  • причин и времени образования технической неисправности (до, в момент или после дорожно-транспортного происшествия);
  • возможности обнаружения неисправности до момента на­ступления ДТП, а также влияния ее наличия на развитие ДТП.

Объектами исследования являются транспортные средства, их системы, агрегаты, узлы, детали, а также их части.

Субъектами исследования являются водители, пассажиры, пешеходы, а так же должностные лица (если этого исследования требуют обстоятельства происшествия, в том числе – в части установления наличия технической возможности определения технической возможности предотвращения происшествия с места водителя при эксплуатации транспортного происшествия, переданного в управление водителю организацией).

Объектами судебной экспертизы ДТП и ТС являются:

  • транспортные средства (автомобили, мотоциклы, моторол­леры, мопеды, мотоколяски, трамваи, троллейбусы, тракторы и иные самоходные механизмы, прицепы и полуприцепы, ве­лосипеды); системы, агрегаты, узлы, детали ТС и их части;
  • место ДТП;
  • психофизиологические процессы водителя ТС;
  • материалы дела, содержащие сведения, относящиеся к пред­мету экспертного исследования.

 

На настоящем этапе развития экспертного знания ДТП изу­чается как предельное состояние системы «водитель-автомо­биль-дорога-среда движения участника происшествия» («В-А-Д-С»), характеризующееся прекращением ее нормального функционирования. Для объ­ективного установления причин ДТП и факторов, их вызыва­ющих, требуется комплексное исследование всех указанных элементов, определение состояния каждого из них в статике, а также оценка их структурных взаимосвязей в динамике.

ДТП рассматривается как длящийся многоэтапный процесс, а его механизм анализируется как совокупность дискретных событий-элементов, каждое из которых вносит вклад в разви­тие события ДТП в целом.

При этом в структуре ДТП выделя­ются семь основных стадий: 1) исходная стадия развития про­исшествия; 2) начальная стадия; 3) возникновение опасной до­рожной ситуации; 4) ответное реагирование системы дорож­ного движения; 5) управляемая аварийная обстановка; 6) не­управляемая аварийная обстановка; 7) финальная стадия с фиксированными последствиями.

Методика судебной экспертизы ДТП и ТС основана на ме­тодах криминалистики, а также механики, физики, математи­ки, биологии, психологии и ряда других наук.

С учетом разнообразия задач и объектов судебной экспер­тизы обстоятельств ДТП и ТС она подразделяется на следую­щие виды: судебно-экспертное исследование обстоятельств до­рожно-транспортного происшествия; судебно-экспертное транспортно-трасологическое исследование; судебно-эксперт­ное исследование транспортных средств.

Предметом судебной экспертизы обстоятельств ДТП решаются следующие задачи:

  • определение скорости движения и других параметров транспортного средства ТС;
  • определение тормозного и остановочного пути, а также остановочного времени ТС;
  • определение удаления ТС, пешеходов и иных объектов от места ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение технической возможности предотвращения ДТП в заданные органом (лицом) назначившим экспертизу моменты;
  • определение взаимного расположения ТС в различные моменты (фазы) ДТП;
  • определение времени преодоления ТС определенных участков пути;
  • определение момента возникновения опасности для движения, требующего принятия экстренных мер по предотвращению ДТП (при наезде на препятствие или на пешехода, велосипедиста, находящегося в поле  зрения водителя ТС, а так же – опрокидывания и т.д.), если при этом необходимы специальные знания в проведении соответствующих расчетов, в моделировании события;
  • определение взаимного положения ТС и препятствия в момент, когда водитель еще имел техническую возможность предотвратить происшествие;
  • определение того, как должен был действовать водитель в сложившейся ДТС с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения;
  • определение действия водителя по управлению ТС, начиная с момента возникновения опасности для движения, могли предотвратить ДТП и какими и чиями Правил дорожного движения (ПДД) они регламентированы;
  • определение соответствия действий водителя ТС требованиям ПДД и иным нормативным документам, регламентирующим обеспечение безопасности движения;
  • определение технической возможности у водителя в момент, указанный органом (лицом), назначившим экспертизу, совершить действия, в целях предотвращения происшествия;
  • определение технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или объездом, в определенный органом (лицо назначившим экспертизу момент (когда водитель имел объективную возможность предвидеть возникновение опасности для движения или перед возникновением препятствия для движения с формированием причинной связи между действиями (бездействием) водителя по управлению ТС и последствиями технического характера (наезд, столкновение и т.п.) на основе использования технических данных и учета объективных закономерностей.

 

С учетом ситуации ДТП судебная автотехническая экспер­тиза проводится с целью установления: соответствия дейст­вий участников ДТП в сложившейся дорожно-транспортной ситуации техническим требованиям Правил безопасности дви­жения и эксплуатации ТС; механизма происшествия с уче­том конкретной сложившейся обстановки; наличия или от­сутствия у водителя технической возможности предотвраще­ния ДТП.

Объектами экспертизы обстоятельств ДТП являются пре­имущественно материалы уголовного дела или  дела об административном правонарушении – протоколы осмот­ра места происшествия и ТС, протоколы следственного экспе­римента, заключения по результатам проведения экспертизы состояния ТС и т.п.

 

Виды автотехнических экспертиз, выполняемых экспертами нашей организации:

  • Определение скорости ТС до столкновения, опрокидывания, заноса и др.
  • Определение технической возможности предотвращения ДТП (при столкновении, наезда на пешехода, на препятствие при опрокидывании и др.).
  • Определение механизма ДТП.
  • Определение лица, управлявшего в момент ДТП транспортным средством, с одновременным производством или по результатам судебно-медицинской экспертизы.
  • Определение направления траектории движения пешехода в траектории движения ТС перед наездом на него ТС, с одновременным производством или по результатам судебно-медицинской экспертизы.
  • Поиск технических неисправностей и определение условий их возникновения.
  • Определение качества, выполняемого ремонт транспортного средства в соответствии со стандартами

Экспертами выполняются комплексные экспертизы с экспертами иных специальностей.

Стоимость выполнения САТЭ